25 ноября в библиотеке санитарный день, читальные залы закрыты.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

25 ноября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

Добрилово Евангелие XII века в коллекции РГБ

25 августа 2020 года

Очередной рассказ из цикла «Жемчужины Ленинки» — о Добриловом Евангелии из библиотеки московских государей.

Добрилово Евангелие. Фото: Мария Колосова, РГБ

В последние годы в массовом сознании библиотека царя Ивана Грозного стала одним из культурных мифов. Однако сегодня большинство историков не сомневаются в её существовании. Последней серьёзной работой о книжном собрании царя является труд Николая Николаевича Зарубина (1893—1942) — выдающегося знатока древнерусской письменности, книговеда, текстолога и археографа, который скончался в первую блокадную зиму в Ленинграде. В своей работе «Библиотека Ивана Грозного», которую он готовил в 1930-е годы и которая вышла в свет только в 1982 году, он попытался гипотетически реконструировать библиотеку царя, составив алфавитный перечень его книг. Время, которое прошло после написания этого труда и его издания, подтвердило существование некоторых книг из списка Зарубина. Часть из них сегодня находится в РГБ.

«В полном объёме вопрос о книгах Грозного мог бы быть решён при том условии, если бы была приведена в известность рассеянная по разным библиотекам наша древняя рукописная и старопечатная книжность, а также были бы собраны о книгах все те данные, какие имеются во множестве во вкладных, приходно-расходных, писцовых, переписных книгах и тому подобных документах, — материал, остающийся до сих пор почти целиком вне поля зрения исследователей», — писал Николай Зарубин. Редактор издания книги ученого, академик РАН, видный историк и культуролог Сигурд Оттович Шмидт отмечал, что после его смерти эта работа усилиями историков, литературоведов, искусствоведов, книговедов и библиотековедов успешно осуществлялась. Слова Зарубина о сложности сбора данных о рассеянных по архивам и книжным собраниям документах из библиотеки московских государей (как более правильно называть библиотеку Ивана Грозного) отчасти подтверждает история Добрилова Евангелия (1164) — одной из книг Грозного, которая сегодня находится в РГБ.

Добрилово Евангелие. Фото: Мария Колосова, РГБ

«Я получил полное Евангелие»

Евангелие находится в Российской государственной библиотеке с самого её основания — это часть коллекции графа Николая Петровича Румянцева, основателя Румянцевского музея и библиотеки, с которых начиналась РГБ. Её появлением в коллекции графа мы обязаны всплеску интереса к древнерусской книге, который наблюдался среди русских меценатов, антикваров и учёных в последние два десятилетия XVIII века и в XIX столетии. До XVIII века рукописные книги, как правило, находились там, где они были написаны, то есть, в монастырях и пустынях.

Известно, что Румянцев приобрёл Добрилово Евангелие в Гомеле в 1822 году, а вот в какую именно пустынь оно было дано вкладом, точно так и не установлено — коллекционеры рукописей предпочитали скрывать, из какого города или монастыря попал в их руки тот или иной манускрипт. Поэтому были нарушены связи, которые в течение веков, до начала собирательской лихорадки, удерживали рукописи на местах их возникновения. Тем не менее описавший рукопись Михаил Николаевич Тихомиров установил, что из Стефановских пустыней и монастырей, которые существовали в XVI веке, вероятными владельцами рукописи могут быть названы следующие: Борисоглебский — Стефановский на Кидекше, в 4 верстах от Суздаля; Стефановский на Лугу около Пскова (теперь это развалины в городе); Середокоротный Стефановский монастырь в Тихвинском уезде и Исадский монастырь — Спасская Архидьяконская пустынь Нижегородской губернии. Николай Зарубин точным местом происхождения рукописи считал Яренгскую Стефанову пустынь Вологодской епархии, упразднённую в 1753 году.

Добрилово Евангелие. Фото: Мария Колосова, РГБ

Сохранилось письмо графа Румянцева от 13 октября 1822 года к археологу и филологу Константину Федоровичу Калайдовичу: «Я получил полное Евангелие на пергамине в две колонны. На одном передовом листе сказано, что оное при царе Иоанне Васильевиче дано вкладом в такую-то церковь; но самое Евангелие кажется быть древнее… Цены еще не объявили, но я думаю, что его приобрету». Румянцев неточно передает вкладную запись: правильнее было бы сказать не «при Иоанне Васильевиче дано вкладом», а «Иваном Васильевичем» или «по велению Ивана Васильевича», но это не меняет дела — великий царь безусловно держал в руках эту книгу.

То обстоятельство, что рукопись была приобретена в Гомеле, не обязательно означает, что она и до приобретения находилась в течение длительного времени в этом городе. Например, октоих (тип богослужебной книги), упомянутый в том же письме Румянцева, был разыскан в Браилове и специально привезён в Гомель, где был приобретён Николаем Петровичем.

Рукопись представляет собой богослужебный тип Евангелия: так называемый полный апракос, где текст четырёх Евангелий разбит на отдельные рубрики — так называемые «зачала», читающиеся за богослужением ежедневно, начиная с праздника Пасхи. Рукопись была одной из вкладных книг царя — вкладов на помин души, которые делались в монастыри. Об этом факте свидетельствует запись на листе 2: «В лето 7081 святое сие Евангелие царя и великаго князя Иванна Василиевича даяние в пустыню святаго апостола и архидиакона Стефана». Ценность её не только в том, что это книга из библиотеки царя, но и в том, что это один из немногих точно датированных памятников древнерусского книгописания второй половины XII века.

Добрилово Евангелие. Фото: Мария Колосова, РГБ

Большинство исследователей считают, что Добрилово Евангелие — памятник юга Руси, разногласия вызывает лишь вопрос о том, в каком именно месте южной Руси написана рукопись, однако многие исследователи считают, что оно из Галицко-Волынского княжества. Существует мнение и о северном (новгородском) происхождении памятника, которое, впрочем, признаётся не самым убедительным. По мнению Михаила Тихомирова, против него говорит то обстоятельство, что в рукописи имеется такое большое число примеров отражения прояснения сильных редуцированных, какого нет даже в других письменных памятниках юга Руси, не говоря уже о новгородских: кроме того, в нём совсем нет характерных новгородских особенностей (смешение Ц и Ч, ЖГ на месте церковнославянского ЖД в определённых словах и др.). Даже если оно и было написано для священника новгородской церкви (чему нет доказательств), писец рукописи был по происхождению с юга Руси.

Пластический стиль и декокт из чернильных орешков

«В лето 6672 написаны быша книгы сия месяца августа в 6 день мною грешным рабом и дьяком Святых апостолов Констянтином, а мирьскы Добрило Семеоноу попови Святаго Иоана Предтеча. А братья и отци, аже вы где криво, а исправивъше, чьтете же, а не клянете. Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист», — так пишет писец на предпоследнем листе.

Добрилово Евангелие. Фото: Мария Колосова, РГБ

Всего в Добриловом Евангелии 271 лист, переплёт утрачен, обрез окрашен синей краской. По листам (на полях) много разновременных приписок, содержащих указания, на какие дни и праздники положены те или иные чтения, исправления, пропущенные в тексте слова и части стихов. Замечательны имеющиеся в Евангелии заставки (из плетений жгутов, кроме первой), многочисленные инициалы (среди которых некоторые тератологического типа), малые инициалы, заглавия и заглавные буквы писаны киноварью. Для Добрилова Евангелия характерны византийско-болгарские формы инициалов с жгутами, фигурными изображениями и штучным набором геометрических мотивов. Постановка фигур в три четверти и тяжёлые контуры делают фигуры почти пластическими.

Текст писан одним почерком за исключением киноварных заголовков, которые явно писались другим писцом. В миниатюрах имена евангелистов писаны особым почерком, сделаны они, несомненно, самим художником-миниатюристом. На некоторых листах в 1823 году академиком Александром Христофоровичем Востоковым были применены два реактива для восстановления текста: настой дубовых орешков (или, иначе, «декокт из чернильных орешков») и «серноводородная нашатырная кислота (hydrosulphure d’ammonique)», применённая там, где не помог первый реактив.

Особо скажем о цветных миниатюрах евангелистов Иоанна, Матфея, Луки и Марка, помещённых в интерьере увенчанных крестом однокупольных храмов, на кровлях которых сидят павлины. Рисунки относятся к так называемому примитивно-пластическому стилю, характерному для изобразительного искусства Древней Руси XII века. Четыре евангелиста представлены как бы находящимися в храме — мотив дан в тяжеловесных формах, вплоть до обозначения толщи стен в окнах купола храма. Этот мотив повёл к недоразумению в том отношении, что в изображении храма (собственно купола) некоторые усмотрели отражение подлинного зодчества Руси XII века. Между тем курватура (искривление) купола определённо указывает, что здание в целом представляет искусственное соединение форм. Евангелисты, сидящие за своими пюпитрами, восходят к восточным схематизированным образцам. Таким образом, в условиях книжного рисунка в XII веке возможно было в какой-то мере воспроизведение действительности, хотя и в условной схеме.

Сегодня Добрилово Евангелие нуждается в реставрации. Запись писца сильно пострадала от того, что в течение долгого времени лист был приклеен к бумаге. Реактивы, которые применялись в XIX веке для восстановления текста, прояснили его лишь на время. Из-за них пергамен сильно потемнел, прочесть некоторые записи невооруженным глазом очень трудно, а в некоторых местах невозможно. Текст был не всегда удачно наведён более чем на 30 страницах. Отсутствие переплёта привело к затёртостям и трещинам. Безусловно, доверить такую книгу можно только специалистам-реставраторам высочайшего класса. А пока она ждёт своего мастера, у нас есть возможность стать свидетелями продолжающейся истории Либереи, как ещё называют библиотеку московских государей.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться